Городницкий против “фанерных” шоу
30 января 2004 года

- Александр Моисеевич, вы уже не первый раз приезжаете в наш город, как вы относитесь к Казани?

- Я бы предложил тост за ваш город, и прозвучал бы он так: “ Когда я после долгого отсутствия приезжаю в Казань, это все равно что возвращение к себе самому, к своим воспоминаниям. Людям, с которыми уже встречался и хочешь встретиться вновь. Приезжаешь и видишь: все стоит на том же месте, и люди эти, слава Богу, живы, и башни Кремля стоят, и вон новую мечеть построили... Так что ничего, еще поскрипим. Казань для меня - это один из городов, который важен не только своей историей, но и культурной жизнью, культурной средой. И, приезжая после долгого отсутствия, приятно чувствовать свою востребованность. На концертах в Казани всегда бывает огромный поток записок, значит, казанцам я интересен. За Казань и казанцев!”

- В последнее время мы с удовольствием смотрим ваши передачи “Атланты. Поиск истины” на канале “Культура”. Как родилась идея этого цикла?

- Мысль создать такой научный сериал принадлежит Наталье Каспирович, она немецкая подданная, но живет в Париже. Есть существенные отличия нашего проекта от тех передач, что, скажем, вел Капица. “Очевидное - невероятное” - это в основном диалог, у нас же документальные съемки с комментариями. Мы планируем всего 12 выпусков, потом будет видно. А пока с помощью науки мы пытаемся объяснить многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, проблемы часто загадочные. Пробуем объяснить даже некоторые эпизоды из Библии, например, гибель Содома и Гоморры, всемирный потоп, гибель Атлантиды. Из 12 серий отснято уже 11.

- А как вообще вы сейчас оцениваете то, что транслируют ныне российские телеканалы?

- То, что происходит с нашим телевидением, - это чудовищное преступление. Популяризация “фанерного” шоу - это дебилизация всей страны. У меня складывается впечатление, что все это происходит специально, просто кто-то решил, что с нашим народом можно делать все, что угодно. Идет планомерное уничтожение интеллигентности и замена ее, как сказал Солженицын, “образованщиной”. А наша эстрада - это первые “палачи” интеллекта и интеллигентности. Единственный канал, где можно дышать полной грудью, это “Культура”.

- Авторская песня опять становится альтернативой официальному искусству, как она выживает?

- Был такой случай, мы как-то попытались защитить авторскую песню, и года три назад была образована общественная организация Ассоциация российских бардов, сокращенно “Арба”. Объединение было зарегистрировано, его цель - поддержка начинающих авторов, выявление новых талантов. Но деньги, данные в начале спонсорами, рано или поздно закончились, и работа постепенно затихла. Мы популяризируем авторскую песню своими выступлениями. На моем творчестве, например, уже защитили три кандидатские диссертации.

...Недавно Александр Городницкий перенес тяжелую болезнь. На помощь к нему пришла все та же Наталья Каспирович, которая буквально поставила на уши светил немецкой медицины. Когда врачи увидели снимки позвоночника барда, то вынесли вердикт: делать операцию немедленно. В течение суток. В противном случае Городницкого ждет инвалидность. Визу сделали через помощницу Шредера. И его, блокадника, имевшего подспудное чувство нелюбви к немцам, спасли немецкие врачи. Как вспоминает сейчас об этом Александр Моисеевич, в нем тогда все перевернулось. Чуть оправившись, он написал такие стихи:

Меня спасли немецкие врачи

В одной из клиник Гамбурга сырого,

Мой позвоночник разобрав и снова

Соединив его, как кирпичи.

Я перед этим твердо осознал:

За двадцать дней бессонницы и боли

Подпишешь ты признание любое.

Как вы - не знаю, я бы подписал...

Слава Богу, сейчас бард здоров, и мы надеемся еще долгие годы слушать его новые и старые, но такие любимые песни.
"Вечерняя Казань"